В расчетах, определяющих экономику систем СПГ, должны учитываться затраты на строительство завода для сжижения природного газа, затраты на производство СПГ и перекачку его на танкер-метановоз, стоимость морского транспорта и стоимость приема и регазификации СПГ.
После добавления затрат на океанский транспорт последними статьями расходов, из которых складывается цена газа, являются затраты на прием и регазификацию СПГ. И эти затраты будут включать часть стоимости связанных с ними портовых сооружений. Кроме того, к стоимости газа могут быть добавлены расходы, связанные с замером газа, регулированием его количества и одоризацией перед сдачей газа трубопроводной или газораспределительной компании.
В расчетах должно быть также учтено сокращение объема добытого газа за счет отбора на собственные нужды предприятий, связанных с транспортом и производством СПГ и потерь на пути к рынку сбыта. Наконец, цена газа будет зависеть от ряда экономических показателей, в значительной мере определяемых капитальными и эксплуатационными затратами и отражающих амортизацию, проценты на капитал и возврат капиталовложений.
Расходы на первичный источник энергии и компрессорные агрегаты, перекачивающие хладагенты на заводе, являются также крупными статьями капитальных затрат. Для сжижения 1 млн.м3/сутки газа, поступающего с давлением 45-52 кг/см2, нужна обычно мощность от 14 до 18 тыс.л.с. Для привода осевых и центробежных компрессоров применяют паровые и газовые турбины с котлами-утилизаторами отходящего тепла.
Важной статьей расходов являются расходы на систему охлаждающей воды. Для завода СПГ производительностью 28 млн.м3/сутки нужна система охлаждающей воды производительностью 2-4 тыс.м3/мин. Если той же мощности завод работает только на паровых турбинах, то потребуются установки умягчения воды производительностью 4 тыс.м3/сутки для подпитки котлов.
Перед сжижением газ очищают, осушают и доводят до кондиции, обычно с использованием молекулярных сит. Содержание углекислого газа снижают до 1•10-4 или даже меньше, воды — до точки росы около –75°С, сероводорода — до 1•10-6.
Потребность в емкости резервуарного парка для СПГ обычно определяется расхождением между непрерывным характером производства СПГ и периодическим характером его отгрузки на суда-газовозы. Объем резервуарного парка не должен быть слишком мал, чтобы не было простоев завода и танкеров, и в то же время не должен быть слишком большим, так как это приведет к излишним затратам.
Резервуары обычно изготавливают из 9-процентной никелевой стали или с внутренней оболочкой из алюминия или из предварительно напряженного железобетона. Трубопроводы для СПГ и паров обычно выполняют из нержавеющей стали марки 304 или алюминиевого сплава 6061, а задвижки, насосы и вентиляторы для паров СПГ из стальных отливок или алюминия. Трубопроводы, задвижки и насосы обычно изолируют пенополиуретаном или кожухом с вакуумом в межтрубном пространстве.
Подключения к судну обычно осуществляются шарнирными рукавами, часто без теплоизоляции. Рукава как для жидкости, так и для паров обычно закрепляются на платформе, размещенной в конце пирса, на одном уровне с палубой судна-метановоза.